Розсилка

підписатися

RSS-стрічка новин з сайту

Наші партнери
Тижневик "Народна"
Черниговщина: Мы сами несем ответственность за наших детей

22.07.2011

Черниговщина_250.jpgРегина Гусак – психолог Черниговского лицея №22. Она активно поддерживает движение молодых народников Чернигова, всегда помогает в организации и проведении всевозможные мероприятий, которые проходят в городе и области по инициативе и при поддержке представителей Черниговской областной организации Народной Партии. Регина и ее ученики являются постоянными их участниками. Это, например, посадка деревьев в основанных народниками «Народном гае» и «Народной аллее славы»; культурно-воспитательная акция «Николай Гоголь: мистический мастер слова и знаток душ людских» (встреча с участниками театрального коллектива «Вдохновение» лицея №22, в ходе которой руководство лицея вручило партийцам «Благодарность за активную поддержку творческой молодежи»); круглый стол «СПИД. Знать, чтобы защитить свое будущее»; новогодние праздники для детей и многое другое.

Во время выборов в местные советы 2010 года Регина Викторовна баллотировалась от Народной Партии по одному из мажоритарных округов Деснянского района г. Чернигова, заручившись значительной поддержкой черниговцев: по подсчету голосов у нее был второй результат (разница с оппонентом, который вышел в лидеры, составляла всего 21 голос).

Сегодня у нас есть возможность побеседовать с Региной Гусак о проблемах, которые наверняка волнуют большинство взрослых, особенно родителей.

 

– Регина, практически заканчивается второй летний месяц, и наслаждаться каникулами детям и подросткам осталось недолго. А существуют ли в этот благодатный период заслуженного отдыха проблемы, которые требуют решения?

– Безусловно. И очень важные, острые. Назову две из них: проблема рационального использования свободного времени и проблема компьютерной зависимости. Кстати, вторая напрямую является результатом первой.

– Значит, проблема досуга?

– Сейчас, надо признаться, дети не такие легкие на подъем, как мы были в их возрасте. И здесь кроется несколько составляющих. Одна из них – ребенок с детства не приучен к самостоятельности, самообразованию, самоорганизации, к осознанию того, что он должен что-то находить сам и чего-то добиваться сам. В принципе к тому, что в дальнейшем заставит его расширять свои знания, проявлять активность к поиску информации, которая его интересует: посещать библиотеки и всевозможные секции или семинары, ходить в музеи и театры и т.д., – то есть, заполнять свободное время полезной деятельностью, приобретать хобби, которое поможет скрасить досуг. А в том, что сегодня все происходит совершенно не так, часто просматривается «легкая рука» самих родителей. Например, взрослые снимают с себя полную ответственность за подготовку к урокам, перекладывая выполнение домашнего задания на плечи репетиторов. А ведь любая подготовка к занятиям будет более результативна, если родители посидят с ребенком, объяснят, проверят. И ребенку будет приятно, что им не безразличны и сам он, и его образование.

– А почему так, ведь большинство из нас заканчивали музыкальные, спортивные, художественные школы, всевозможные секции и кружки. И мы все успевали: и учиться, и гулять. И обходились без многочисленных репетиторов. Кстати, у нас была очень даже неплохая общеобразовательная подготовка. В большинстве случаев намного лучше, нежели у современных школьников.

– Да, но мы были приучены к самообразованию, мы посещали библиотеки, со многими из нас занимались родители (а они тоже работали, у них было не меньше обязанностей, нежели у современных пап и мам). Сейчас же дети не хотят успевать все. Многие родители их в этом плане поддерживают. Иногда взрослые мотивируют это тем, что дети сейчас физически слабые, часто болеют.

– Но дети всегда болеют. А физическая слабость – это просто отсутствие физических нагрузок.

– В этом все и дело. Не нужно культивировать в ребенке мысль, что если он часто болеет, то имеет право на ничегонеделание. Родители должны помочь ребенку или заставить его физически и умственно развиваться. Вспомните, в наше время физкультурой занимались все. Так было принято: в любую погоду мы сдавали нормативы, бегали, прыгали. Хотели мы или нет, но мы этим занимались. И никто не отменял эти уроки из-за того, что дети болеют или слабые. Раньше мы хотели быть в чем-то задействованы, нам важно было быть причастными к чему-то. А сейчас такой мотивации у детей нет. Хотя в кружках, которые я веду, такой проблемы не существует. Дети, которые приходят ко мне, знают как и чем заполнить свой досуг и приобщить к деятельности и друзей, и взрослых.

– И они с удовольствием приходят?

– Да. И разных возрастов. Эти кружки – реальная альтернатива безделью и сидению перед компьютером.

– Расскажите, пожалуйста, об этих кружках.

– Один из них – волонтерский клуб. Здесь дети узнают о существующих формах волонтерской работы, о том, какие навыки надо иметь, какие встречаются подводные камни в данном виде деятельности (например, при работе с детьми или подростками). Мы проводим всевозможные акции: экологические, литературные, по сбору денег, одежды, игрушек и прочее. Главное – результат виден. Практические действия здесь важны, потому что сухая теория детям не интересна, а вот если какие-либо идеи, которые они сами часто подают, выливаются в мероприятия, это утверждает их в осознании того, что роль маленького человека в историческом процессе очень важна. В волонтерской работе мы нацелены на подростковую аудиторию и мои подопечные очень часто сами становятся лекторами в школьных и студенческих коллективах. Если с человеком о какой-либо проблеме разговаривает его сверстник (человек в теме подготовленный), это чаще приводит к положительным результатам. Человек, на которого направлен положительный разговор, видит в какой-либо практической деятельности возможность по-иному провести свободное время, нежели пить, курить, слоняться без дела по двору, ища приключения. Он видит возможность что-то изменить в себе, в окружающей его действительности и понимает, что не все в жизни можно и нужно делать ради денег. Просматривается закономерный процесс: такой человек притягивает к себе подобных единомышленников, круг которых со временем расширится.

Еще один клуб – «Европейский клуб». Здесь мы в активной и интерактивной интересных разнообразных формах изучаем историю ЕС и стран, которые входят в его состав. Мы проводим всевозможные открытые мероприятия, викторины, фестиваль стран Европы (на уровне нашего лицея, города и области). Есть у нас и практические занятия. Например, изучая кухню той или иной страны, мы проводим кулинарные семинары. У нас было шесть молодежных обменов с Польшей. Эта программа польско-украинской фундации была направлена на преодоление стереотипов между нашими государствами. Это был информационный, культурный обмен, важной составляющей которого было то, что наши дети жили в семьях своих польских сверстников и узнавали про страну, про плюсы и минусы вступления их государства в ЕС,  как говорят, от простых смертных.

Следующий клуб – «Адепт» (от слова адаптация) при общественной организации «Аратта». Существует он шесть лет. В основном это дискуссионные тренинги. Мы собираемся каждую субботу. Встречаемся и с теми, у кого есть инвалидность, и с теми, кому по той или иной причине не хватает общения. Мы поднимаем насущные проблемы, смотрим серьезные фильмы, например, касающиеся прав человека, обсуждаем, пытаемся найти выходы, механизмы решения сложных ситуаций. Мы проводим тестирования на профориентацию, организовываем культурные мероприятия и походы. Мы учимся общаться друг с другом и помогать друг другу. Такие семинары посещают люди разных возрастов. 

– А почему тогда многие жалуются, что сегодня либо вообще не работают секции и кружки, которые могут заинтересовать детей и дать им альтернативу улице, либо это дорого стоит?

– Сразу скажу, что не согласна с такими заявлениями. У нас работает множество таких школ, секций и кружков: бесплатных, платных. Кстати, плата за их посещение не так уж высока. Можно сэкономить на чем-то менее нужном, если задаться целью, что твой ребенок должен быть занят полезным делом. Другая сторона медали – родители обязательно должны посетить пару занятий с ребенком, чтобы выяснить, кто и что преподает, действительно ли эти занятия принесут пользу, дадут знания, разовьют способности ребенка, не являются ли эти заведения «машинами для выкачки денег». Как говорят: «Доверяй, но проверяй». И еще один момент. Часто дети манипулируют нашими чувствами и заявляют: «Мне не нравится этот кружок. Я не буду ходить». Хорошо, пускай не ходит, но при этом вы должны сразу предложить ему альтернативу, другую секцию. Ребенок, при этом, может поступить так еще и еще раз, только бы вообще ничем не заниматься (ведь это нагрузка, а что-то заставить себя делать – лень). Не идите на поводу у ребенка, не позволяйте ему ничем не заниматься. Не дайте развиться у вашего чада искривленным понятиям о свободном времени. Ребенок должен знать, что, если он уходит из одного кружка, вы все равно потребуете от него найти другое полезное занятие по душе, а главное – будете принимать в этой его деятельности самое живое участие и проявлять интерес.

– И вторая проблема, о которой вы говорили выше, – компьютерная зависимость.

– К сожалению, компьютеры сегодня заменяют нашим детям не только книги. Ведь так называемое «общение» в социальных сетях – это пародия на живое общение с окружающим миром, с людьми. Сидящий перед монитором, по сути, одинок. Почему, например, детей и подростков очень трудно собрать вместе, в один коллектив для проведения того или иного мероприятия? Потому что за компьютером пользователь чувствует себя самостоятельной личностью, лидером, яркой индивидуальностью. На поверку же все это оказывается далеко не так. В коллективе человек может раскрыться по-настоящему, но здесь, прежде всего, нужно уметь слушать и проявлять дипломатию, идти на компромисс. Нужно не бояться высказывать свое мнение и уметь аргументировать и отстаивать свою точку зрения, иногда выступать организатором, проявлять лидерские качества, а в некоторых случаях отдавать пальму первенства кому-то другому и так далее.

Как же все происходит в реальности? «Одиночка», назовем его так, который сидит за компьютером, предоставлен сам себе. Никто его не контролирует. А ведь многое оставляет желать лучшего: я имею в виду его устную речь, правописание, умение строить диалог или монолог, формулировать и излагать мысли и устно, и на бумаге. И так далее. Мы не говорим уже о глубине и качестве знаний по тому или иному предмету. Ведь в сети зачастую общаются как: определенный – далеко не образцовый – стиль, сплошные сокращения, сленг, никаких знаков препинания (а если и есть, используются они неправильно). А сколько ненормативной лексики! Сделав ошибку, ее можно и не исправлять: ведь на нее не указывают, а если что, Word сам исправит. И так, слой за слоем, как снежный ком накатываются безграмотность, завышенное самомнение, эгоизм, некомпетентность… В общем, стиль общения Эллочки-людоедки становится нормой. В основном именно такой путь общения – более легкий, более безответственный – выбирают сегодня наши дети, потому что живое общение – это общение сопряженное, скажем так, с какими-либо мини-стрессами, психологическими нагрузками.  

– Но, насколько я понимаю, «хромающая» речь, «искалеченное» правописание, боязнь лидерства или равноправия в коллективе, одиночество и другие неприятности – это далеко не все проблемы компьютерной зависимости.

– Совершенно верно. Кроме психологических проблем, на этой «благодатной почве» вырастают и проблемы здоровья: сколиоз, остеохондроз, проблемы со зрением, давлением, головные боли и другие болезни, которые перерастают в хронические и с возрастом усугубляются.

Но здесь кроется еще одна, не менее страшная проблема: «любовь» к компьютеру порождает самую обыкновенную лень. Дети, которые попадают в компьютерную зависимость, обычно не занимаются спортом, прикладным искусством, танцами, музыкой и так далее. Значит, личность уже не развивается не только психологически, духовно и культурно, но и физически.

– Конечно, ведь эти виды деятельности помогают человеку всесторонне развиваться и такие слова, как коммуникабельность, интеллект, мораль, культура и этика поведения перестают быть просто терминами.

– Вы правы, ведь если человек не зацикливается на чем-то одном, он продолжает развиваться.

– И самообразование станет для него совершенно обыденной и незаменимой потребностью, что будет способствовать формированию новой полноценной личности?

– У него появится интерес к чему-то новому, он будет задавать себе вопросы и искать на них ответы. Это, в свою очередь, будет мотивировать его умственную, впрочем, как и физическую, деятельность. У него появится необходимость в живом общении с людьми, которые знают больше и будут интересны ему как собеседники, как наставники. Он станет более уверенным и психологически более стабильным, потому что общение с людьми обяжет его придерживаться норм и правил, определенной классической модели поведения.

– Я знаю, что вам, как матери, тоже довелось столкнуться с проблемами, о которых мы сегодня ведем беседу. Я также знаю, что вы их преодолели. Что вы предприняли?

– Прежде всего, решила проблему совместного досуга. Главное, вовремя привлечь ребенка к сотрудничеству и отвлечь от безделья. На моей стороне было время и желание. Добавлю, что оба эти фактора могут сослужить вам как хорошую, так и плохую службу. Дочь видела, что мне интересно проводить вместе с ней время, что это не повинность, что я тоже нуждаюсь в ее обществе. Далее, она сама стала проявлять инициативу. Повторю: главное – хотеть и успеть изменить ситуацию и отношения.

– Скажите как педагог, как психолог, как мама, что необходимо сделать, чтобы все-таки изменить ситуацию к лучшему? Пускай и не кардинально.

– Я уверена, что эти проблемы должны брать под контроль и решать прежде всего родители. Как бы они не хотели обвинить во всех неурядицах учебные заведения и прочее, мы уже говорили, что полную ответственность за воспитание ребенка, формирование его личности, за то, каким станет его будущее и он сам в этом будущем, несут именно родители. Это они должны придумать и продумать определенную альтернативу и безделью, и лени, и компьютерной мании. Это им должно быть не все равно. Это их должно волновать, как и с кем проводит свой досуг их ребенок. Это они должны быть ему друзьями, помощниками, советчиками, учителями. Они просто обязаны интересоваться тем, чего он хочет, к чему стремится, чего боится, что хочет узнать.

Ну, например, детям и подросткам компьютер покупают родители. Они платят и за Интернет. Но при этом пускают на самотек процесс эксплуатации этой машины их чадом. А ведь это их обязанность объяснить ребенку, что компьютер – это помощник, но никак не друг, не учитель, не полезное хобби, не таблетка от скуки. Они должны контролировать, сколько часов в день ребенок просиживает за машиной, какие сайты посещает. Я, конечно же, не советую принимать радикальные меры: обрезать провода или закрывать на ключ комнату. Но нужно ограничивать общение ребенка с компьютером и предлагать альтернативу такому использованию времени. Думаю, это не должно выглядеть и как взятка. Например, не следует говорить ребенку: «Если ты помоешь посуду, я разрешу поиграть на компьютере». В данной ситуации ребенок не должен ассоциировать домашние обязанности с возможностью растратить время попусту, играя в игрушки или бездумно просиживая в сети.

Взрослые должны не просто предлагать альтернативу, но и самим стараться принимать участие в мероприятиях, которые они придумывают. Путешествие, поход в кино, музей, театр, парк, катание на роликах, велосипедах, плавание, бег, совместные кулинарные занятия, прикладное искусство, стройка, ремонт и т.д. Даже простая беседа на кухне за чашкой чая или кофе (но не нравоучительная, а дружеская, задушевная). Это все может стать интересным для ребенка, полезным, необходимым, важным, особенно, если и родители будут в этом участвовать. К этому просто нужно стремиться. Этого нужно хотеть.

– Выходит так, что сказать, что я очень хочу ходить, например, в спортзал, но не могу, так как нет времени – значит подтвердить, что я просто не умею правильно распределить свое время. Применимо ли это в случае, когда родители только говорят: «Как тебя отучить от компьютера» или «Ну что ты слоняешься без дела»?

– Конечно. Проще всего только говорить, но для того, чтобы что-то изменить, чтобы вытащить ребенка из замкнутого пространства Интернета и безделья, чтобы наладить с ним диалог нужно приложить к этому усилия: и физические, и интеллектуальные. Необходимо включить воображение, пожертвовать чем-то, выкроить время, организовать досуг семьи и просто упорядочить все сферы жизнедеятельности. Экономическая нестабильность, сложные ситуации, безработица, нехватка свободного времени, усталость, неурядицы на работе – этому подвержены все люди. Но главное, нужно расставить жизненные приоритеты. Никто не спорит, это трудно, но если этого вовремя не сделать, потом будет слишком поздно. Повторю: не следует забывать, что именно родители несут ответственность за своего ребенка. А ведь самый главный наш вклад в жизни – это то, что мы даем детям (и материальное здесь занимает далеко не лидирующие позиции): воспитание, развитие, образование и многое-многое другое.

Но самую главную роль в том, что поможет изменить ребенка или вообще не допустить появления проблем, о которых мы говорим сегодня, играет личный пример родителей. Если существует хорошая модель семьи, где все являются равноправными игроками, советуются, поддерживают друг друга, совместно проводят время, имеют устоявшиеся традиции, стремятся к самообразованию, читают, увлекаются спортом, трудятся – перечислять можно долго – проблемы времяпрепровождения и какой-либо зависимости либо будут временными и незначительными, либо вообще не возникнут. К сожалению, взрослые сейчас сами не хотят ничем заниматься, культивируя такой же образ жизни у своих детей. А многим родителям вообще изначально было лень заниматься своими детьми. Вот и имеем результат, который, порой, исправить просто невозможно, как ни старайся.

– То есть, когда ребенок попадает из семьи – хорошей семьи – во внешний мир, не столько социум в дальнейшем повлияет на его формирование, как он сам (при нормальном воспитании) повлияет на формирование своего окружения?

– Полностью согласна.

– Что бы вы пожелали нашим читателям?

– Во-первых, независимости: независимости от денег, компьютера, своей собственной лени. Во-вторых, умения получать удовольствие от общения с такими «трудными», на первый взгляд, детьми. И, в-третьих, конечно же, сил и терпения воспринимать своих паростков такими, какие они есть, ведь они же нас любят со всеми нашими недостатками, и помогать им (не заставлять, а именно помогать) становиться лучше!

 

Беседовала Юлия Найда,

пресс-секретарь Черниговской областной организации

Народной Партии

Коментарі
Топ - новина
ДО «ФОРМУЛИ МИРУ»

02.10.2019

Замість криків про зраду і звинувачень треба зайнятись випрацюванням документів (законів) і практичних заходів з реалізації того, що допоможе зціленню України

Публікації
Правда, яку не кажуть людям

02.11.2019 

Україна, як Система, має продукувати "умови для максимальної самореалізації та задоволення матеріальних та духовних потреб кожного та умови для гідного життя всіх своїх громадян".