Розсилка

підписатися

RSS-стрічка новин з сайту

Наші партнери
Тижневик "Народна"
Олег Зарубинский: «Общество должно «давить» на власть, в том числе и на законодателей»

29.03.2011

 

Состоялся последний из четырех пресс-туров в центральные органы власти, организованных для крымских журналистов Информационным пресс-центром (Симферополь) и Институтом развития региональной прессы (Киев). Решить оргвопросы по его проведению оказалось сложнее всего, поскольку планировалось посещение «святая святых» украинской власти — Администрации Президента и Верховной Рады. Сроки проведения менялись несколько раз и, к сожалению, в окончательной программе не оказалось встреч в президентской Администрации. Зато руководители пяти комитетов Верховной Рады Украины продемонстрировали абсолютную открытость. Несмотря на требование заранее предоставить вопросы, во время общения с народными депутатами «запрещенных» тем не было.

Олег Зарубинский — председатель Комитета по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений, значившегося в нашей программе первым. Занимаясь вопросами защиты прав людей в различных сферах, этот комитет получает, по словам его главы, наибольшее количество обращений граждан, основная часть которых связана с деятельностью правоохранительных органов и судебной системы.

В этой структуре работает наш земляк Мустафа Джемилев. Он возглавляет подкомитет по вопросам коренных народов, национальных меньшинств, этнических групп, депортированных народов и национальных меньшинств. Первый наш вопрос как раз и касался судьбы поданного им законопроекта.

Быть ли закону о восстановлении прав лиц, депортированных по национальному признаку?

— Две недели назад этот законопроект должен был рассматриваться в первом чтении, — пояснил Олег Зарубинский. — Однако вместе с его автором господином Джемилевым мы узнали, что консенсуса в сессионном зале не предполагалось. Поэтому решили: чтобы документ не был отклонен (если бы это произошло, его можно было бы вносить повторно лишь на следующей сессии — в сентябре), продолжить консультации с народными депутатами. Мы заинтересованы, чтобы законопроект не пошел в «корзину», а был принят в адекватной форме, которая бы устраивала Украину. Имею в виду то, что значительная его часть касается финансирования. Но это вопрос даже не столько предоставления льгот, а, я бы сказал, восстановления справедливости. Могу много говорить на эту тему не как политик, а ученый, поскольку тема моей диссертации касается морально-этического состояния общества во время Второй мировой войны. Целый раздел этой научной работы посвящен так называемому коллаборационизму. Согласно архивным материалам, в составе правительства Крыма, работавшего во время оккупации под протекторатом немцев, был лишь один крымский татарин — министр культуры, а остальные — русские и украинцы. Так что к истории необходимо подходить объективно. Депортация была не только незаконной, но и варварской.

Мы болеем за этот закон и добьемся, чтобы он не был провален. В нашем комитете есть абсолютное понимание, что вопрос восстановления прав депортированных надо рассматривать не через призму политических симпатий или антипатий, а в плане восстановления исторической справедливости.

Будет ли преодолено вето президента на Закон о миграции?

— После того как Виктор Янукович наложил вето на Закон о миграции, уже принятый в целом, мы снова рассмотрели его у себя в комитете и согласились с позицией президента, признав, что его предложения улучшают законопроект.

Речь идет об усилении ответственности за нелегальное пересечение границы, за нелегальную миграцию. В том числе и для граждан Украины, содействующих этому. По некоторым оценкам, в Украине осело до миллиона нелегальных мигрантов. И это очень серьезная проблема. Мы не человекофобы, но понимаем, насколько огромна нагрузка на социальную инфраструктуру страны, экономические ресурсы. Надо принимать во внимание нарушение безопасности в плане инфекционной ситуации. Украинские граждане не имеют иммунитета на нехарактерные для нашей страны инфекции, привозимые иммигрантами из Бангладеш, Китая, Мьянмы (Бирмы) и других государств. Нельзя также исключать криминогенный аспект.

Так что законопроект этот важен, и с учетом предложений президента, думаю, Верховная Рада его поддержит.

Двойное гражданство: Конституция против, а закон его прямо не запрещает. Как быть?

— По инициативе нашего комитета Председатель Верховной Рады Владимир Литвин обратился к Президенту Украины с предложением создать рабочую группу, которая устранит эту юридическую коллизию. Хотя, по моему мнению, коллизии нет, поскольку если закон противоречит Конституции Украины, то его положения не принимаются во внимание.

Моя позиция как председателя комитета: Украина не готова к двойному гражданству. Вопрос этот очень деликатный, но надо учитывать, что мы живем не в вакууме, а по соседству со странами, хотя и дружественными, но тем не менее имеющими свои интересы. И в отношении Румынии, Польши, и особенно Венгрии есть определенные проблемы. В Будапеште, например, принят закон, который дает возможность этническим венграм получать гражданство этой страны по облегченной схеме, и украинская Конституция не может ничего противопоставить. А ведь это и вопрос нашей национальной безопасности. Обладатель двух гражданств может оказаться в сложной юридической ситуации, поскольку должен нести ответственность по законам обеих стран, а законы часто не совпадают. Как быть со службой в армии, другими обязанностями и правами?

Что касается тех, у кого уже есть два гражданства, то не всегда это, как говорят, «рядовые» украинцы, а наоборот, люди, наделенные властью, что недопустимо. Непонятно, интересы чьей страны такой чиновник будет отстаивать...

Надеюсь, рабочая группа, в которую войдут эксперты и со стороны комиссии по гражданству при Администрации президента, и со стороны Кабмина и Верховной Рады, в ближайшее время будет создана. Консенсус в этом вопросе есть, и мы выйдем с серьезным законопроектом, который урегулирует проблему.

По моему мнению, наказание за двойное гражданство не стоит предусматривать. Следует дать человеку право выбора: пусть определится, гражданином Украины или другой страны он хочет быть. Но нарушать Конституцию никто, независимо от национальной принадлежности, не имеет права. Не думаю, что в ближайшее время в наш Основной Закон будут внесены изменения, разрешающие двойное гражданство.

Каковы главные проблемы нарушения прав человека в Украине?

— Это ущемление прав в социальной и экономической жизни. Идет серьезная дискриминация целых социальных групп. Например, по возрасту. В статье 24 Конституции Украины о равных правах и свободах граждан сказано, что не допускается дискриминация по половому, национальному признаку, вероисповеданию и т. д., но возраст при этом не упоминается. И что происходит? После 45 лет у нас практически невозможно поменять работу, после 50-ти — не дают кредит, а после 65-ти нельзя и заикнуться о том, чтобы остаться на службе, даже если ты здоров, квалифицирован, дисциплинирован. На Западе за высокомерное или пренебрежительное отношение к пожилому человеку подают в суд.

Много нарушений связано с судебными решениями и системой правоохранительных органов. К нам в комитет, например, пришло письмо от человека, который уже 8 лет находится в СИЗО, а ему все еще не предъявлено обвинение. Вообще, отсутствие судебного разбирательства в течение одного-двух лет у нас частое явление.

Я подал законопроект о том, что нельзя строить обвинение только на личном признании и считать его единственным подтверждением вины. Эти доказательства должен собрать следователь, а прокурор — предъявить на судебном заседании. Боюсь, законопроект не поддержат, поскольку он меняет всю систему.

Но законодательная деятельность заключается не только в том, чтобы провести тот или иной законопроект, но и в том, чтобы поднять проблему.

Мною подан и законопроект, исключающий дискриминацию по возрасту. Уверен, его тоже сразу не примут, он вызовет дискуссию. Но я доволен, что это станет предметом общественного обсуждения, а общество должно «давить» на власть, в том числе и на законодателей, которые в силу тех или иных причин принимают далеко не идеальные решения.

Серьезный конфликтогенный фактор — разница в уровне доходов между разными слоями населения. Если это соотношение между 10% самых богатых и самых бедных во Франции составляет 6:1, в Германии — 4,5:1, то в России и у нас в Украине — 34:1. Такого не было в СССР — все находились примерно в одном «социальном коридоре». А сейчас у нас практически нет среднего класса. И этот разрыв воспринимается болезненно, люди хотят справедливости.

О гендерном равенстве

— Недавно мы провели «круглый стол», посвященный теме гендерного равенства. Вопрос непростой. Он связан с мужским шовинизмом, который все еще существует в украинском обществе. Равенства у нас нет хотя бы потому, что женщина работает в 1,5 раза больше, выполняя еще и домашние обязанности.

И все же считаю, квоты для женщин на выборах не нужны. Их сторонникам предлагаю определиться тогда еще и по возрасту, по месту жительства (сельчане, горожане и т. д). Это не тот путь, который привлечет больше женщин в политику.

Выскажу еще одну непопулярную вещь: более всего в том, что женщин нет в органах власти, виноваты они сами. В структуре избирателей занимают 56%, а из реально голосующих — 65%. Почему же тогда не прошел ни один из «женских» предвыборных проектов, «Жінки — за майбутнє», например? Да потому, что женщины за женщин не голосуют! Так что относительно политического сегмента равноправия они сами должны быть активнее.

— А как же Кабмин, который формировали мужчины и не включили в его состав ни одну женщину? Ваш комитет не отреагировал на эту ситуацию?

— Наш комитет не участвует в формировании правительства. Могу сказать, что у нас в комитете среди сотрудников в основном женщины. И работают лучше мужчин: дисциплинированнее, более профессионально подготовлены.

— Есть ли в планах комитета законопроекты по защите женщин от сексуальных домогательств на работе?

— Не то чтобы таких планов не было, но мы пока не знаем, на что ориентироваться. Наши женщины мягче относятся к таким проявлениям. Как и в Италии, кстати. Там рассыпают комплименты туристкам прямо на улице. Это для итальянцев — норма. В англосаксонских странах — совсем по-другому. Там можно «загреметь», в нашем понимании, ни за что. Мне кажется, наш народ ментально ближе к южноевропейским странам, в которых комплименты воспринимаются хорошо. Где грань между комплиментом и оскорблением, сложно сказать. И не знаю, чей опыт изучать: итальянцев или американцев.

Что делается для этнических украинцев за рубежом?

— «Карты украинца» по примеру принятой в Польше «карты поляка» у нас нет, но принят Закон о зарубежном украинстве. Он дает нашим соотечественникам за рубежом ряд преференций, позволяющих получить соответствующее удостоверение, и открывает определенные возможности в плане образования, визы (она бесплатна) и др. Проблема в том, чтобы связь с украинцами в мире была более тесной, чтобы не получалось: они тянутся к Украине, а нам нечего им дать.

Когда проводили парламентские слушания по этой теме, в сессионном зале присутствовали украинцы из 35 стран. Они высказали много предложений. Им бы хотелось больше внимания. Согласен, что денег, выделяемых на культурологические проекты, недостаточно. Особенно если сравнивать с другими государствами. А каждая нация должна быть заинтересована в сильной диаспоре.

Людмила Радева

Симферополь—Киев—Симферополь,

Газета «Крымские известия» № 54 (4743) от 26 марта 2011 года, 

http://www-ki.rada.crimea.ua/nomera/2011/054/zarubinsky.html

 

 

Коментарі
Топ - новина
ДО «ФОРМУЛИ МИРУ»

02.10.2019

Замість криків про зраду і звинувачень треба зайнятись випрацюванням документів (законів) і практичних заходів з реалізації того, що допоможе зціленню України

Публікації
Правда, яку не кажуть людям

02.11.2019 

Україна, як Система, має продукувати "умови для максимальної самореалізації та задоволення матеріальних та духовних потреб кожного та умови для гідного життя всіх своїх громадян".