Розсилка

підписатися

RSS-стрічка новин з сайту

Наші партнери
Тижневик "Народна"
Закон о всеукраинском референдуме

06.12.2012

Сразу после окончания парламентских выборов, 6 ноября, украинский парламент принял закон №5475-VI «О всеукраинском референдуме», а уже 27 ноября его подписал Президент Украины.

Новый закон был принят в первом чтении еще в июне 2010 года, а уже в июле того же года, во время второго чтения, парламент согласился с тем, что часть норм закона не отвечает Конституции Украины. Но, несмотря на то, что документ не прошел обсуждение в профильном комитете, не были рассмотрены более 900 предложений от народных депутатов к документу, закон все-таки приняли.

Документ предусматривает, что предметом референдума могут быть такие вопросы:

- об одобрении новой редакции Конституции Украины;

- о внесении изменений в Конституцию Украины;

- об отмене, утрате силы или признании недействительным закона о внесении изменений в Конституцию Украины (конституционный референдум);

- об изменении территории Украины (ратификационный референдум);

- о принятии или отмене закона Украины или внесении изменений в действующий закон Украины (законодательный референдум).

Всеукраинский референдум провозглашается по народной инициативе, по требованию не менее чем 3 млн. граждан Украины, имеющих право голоса, при условии, что подписи за проведение такого референдума собраны не менее чем в 2/3 областей Украины, и не менее чем по 100 тыс. подписей в каждой области.

Результаты народного волеизъявления на всеукраинском референдуме являются обязательными.

В то же время оппозиция заявила, что Закон «О всеукраинском референдуме» будет опротестован в Конституционном суде. Народный депутат от Партии Регионов Сергей Головатый высказал мнение, что «после легализации главой государства фальсификата под названием «закон о референдуме» последствием может стать исчезновение украинского государства как независимого».

Так насколько новый закон будет выражать мнение народа, а не потакать желаниям правящей верхушки?

Как заявил Сергей Головатый, первым таким вопросом для всенародного обсуждения может стать подписание договора о Таможенном союзе. По мнению политологов, это несет риск надолго закрыть «двери» для Украины в Европу.

В эфирах двух ведущих телекомпаний страны в конце ноября депутаты, журналисты и политологи активно обсуждали положительные и отрицательные стороны нового закона. По мнению представителей оппозиции, Закон о референдуме может стать инструментом в руках Президента Украины вне зависимости от желаний народа — гарант может продлить себе срок полномочий, посредством «народного волеизъявления» можно одобрить новую Конституцию, а можно распустить Верховную Раду. На это указывает тот факт, что согласно п. 8 ст. 22 закона «О всеукраинском референдуме», вопросы, которые выносятся на голосование, должны быть проверены на конституционность и соответствие украинскому законодательству президентом и ЦИК. Центральная избирательная комиссия у нас теперь выполняет функции Конституционного суда?

Также, принятый закон значительно упрощает процедуру внесения изменений в Конституцию. Сразу вопрос: почему это стало важно именно сейчас? Почему нужно было принимать этот закон в последние дни работы Верховной Рады шестой каденции?

И еще: документ исключает Верховную Раду из процесса реализации результатов референдума. Т.е. теперь, для принятия решений не всегда будет нужен парламент, и если там не получилось принять закон — можно смело его выносить на всеукраинский референдум. В результате подсчета голосов можно не сомневаться — технологии на выборах уже отточены. Тут голос поднимает оппозиция: основная проблема референдума — невозможность установить точные результаты.

Свои сомнения относительно соответствия норм закона Конституции высказал перед журналистами первый Президент Украины, а сейчас — глава Конституционной ассамблеи Леонид Кравчук. Суть его витиеватой речи (чтобы своих не обидеть и дураком не выглядеть) заключалась в том, что при неграмотном и корыстном использовании такого механизма принятия решений как референдум, мы откроем ящик Пандоры. Куда уж более красноречиво?!

В ответ на нарекания устами Михаила Чечетова правящая партия объясняет: украинская власть закрепила механизм референдума не для того, чтобы сделать Виктора Януковича навечно президентом, а для того, чтобы шаг за шагом идти в Европу. По словам народного депутата, чтобы не выглядеть в Европе как «белая ворона», мы должны адаптировать свое законодательство под европейские нормы.

Но все чаще при обсуждении этой темы звучит предложение принять как можно скорее закон о местных референдумах, который даст необходимый толчок для развития общества. Аргументы тут более чем весомые: в нашей стране не развита политическая и правовая культура, при которой люди разбираются в политических и правовых вопросах настолько хорошо, чтобы понимать причины и следствия, знать соответствующие нормы законов, находить подобные примеры в прошлом и сравнивать. Украинцы пока не готовы участвовать в референдумах глобального, всеукраинского масштаба. Голосование за независимость, которое проводилось дважды (напомним, первый раз, 17 марта 1991 года, голосовали за сохранение СССР, а второй, 24 августа 1991 года, – за самостоятельность Украины), показало: сформулировать вопрос можно по-разному, и от этого будет зависеть итог голосования.

Гораздо лучше мы ориентируемся в вопросах местного характера: строительства новых школ и детсадов, прокладке новых дорог и т.д. Тут мы точно знаем, что нам нужно. И как раз этот механизм – местного референдума, поможет сдвинуть с мертвой точки нерешенные местные проблемы. Что будет более важно для людей – за то и возьмутся в первую очередь.

Но, зная все это, власть решила в последние дни работы парламента шестого созыва, в котором большинство на стороне Партии регионов, принять закон о всеукраинском референдуме, который не решит проблем протекающих крыш, плохих дорог и устаревшего ЖКХ. Для власти, получается, это вопросы не первоочередные?

 

Ирина Логуш

(г. Днепропетровск)

Коментарі
Топ - новина
ДО «ФОРМУЛИ МИРУ»

02.10.2019

Замість криків про зраду і звинувачень треба зайнятись випрацюванням документів (законів) і практичних заходів з реалізації того, що допоможе зціленню України

Публікації
Правда, яку не кажуть людям

02.11.2019 

Україна, як Система, має продукувати "умови для максимальної самореалізації та задоволення матеріальних та духовних потреб кожного та умови для гідного життя всіх своїх громадян".