Розсилка

підписатися

RSS-стрічка новин з сайту

Наші партнери
Тижневик "Народна"
Председатель бюджетного комитета Валерий Баранов: «Я не критикую, я – предлагаю»

25.11.2011

BTA_2685.JPGНа прошлой неделе Верховная Рада приняла Закон Украины «О выборах народных депутатов». Правила избирательной гонки-2012 определены. Утверждена и система выборов украинского парламента. Народу возвращено право голосовать не только за партии, но и за личности, которые будут представлять интересы округов в высшем законодательном органе страны.

Параллельно в Верховной Раде продолжается и бюджетный процесс. Ему сопутствуют всплески народного недовольства. На эти темы мы и пообщались с народным депутатом Украины Валерием Барановым во время его приезда в Бердянск.

 

Кандидатом в нардепы снова может стать любой желающий

- Валерий Алексеевич, проект закона о выборах народных депутатов много критиковала оппозиция, целый ряд критических замечаний высказала и Венецианская комиссия. Как лично Вы оцениваете новый закон?

- Идеальных законов не было, и вряд ли когда-либо будут. Но, по моему глубокому убеждению, новый закон о выборах народных депутатов – это серьезный шаг вперед даже в сравнении с законом о выборах в местные советы. Почему? Потому что гражданам страны возвращено право голосовать не только за партии, о списочном составе которых мы имеем весьма смутное представление, но и за конкретные личности, ответственные перед людьми, а не перед партийными руководителями за свои действия в парламенте. Новый закон возвращает нас к смешанной системе, когда 225 депутатов будут выбираться по партийным спискам, а 225 - как депутаты-мажоритарщики от конкретных округов. То есть, когда в октябре следующего года избиратели придут на избирательные участки, они получат на руки два бюллетеня для голосования: один с перечнем названий партий, другой – с фамилиями кандидатов в народные депутаты. Это значит, не кто-то, а непосредственно избиратели будут влиять своими голосами на личностный состав половины членов Верховной Рады.

- Но точно также происходили в прошлом году выборы и в местные советы. В чем же закон о выборах народных депутатов более прогрессивный и демократичный?

-  Определенный парадокс состоит в том, что на выборы в местные советы кандидатов в депутаты-мажоритарщики выдвигали партии. Да, мы все с вами голосовали, в том числе, за конкретные фамилии, конкретных людей, но все они выдвигались исключительно политическими силами. Понятие самовыдвижения, выдвижения от коллектива или организации не было. В свое время, когда парламент страны принимал закон о выборах депутатов местных советов, я призывал с трибуны Верховной Рады своих коллег к тому, чтобы включить эту норму в закон. Тогда мой призыв остался не услышанным. Новый же закон о выборах народных депутатов в этом смысле более демократичный и, на мой взгляд, более справедливый. Он дает право самовыдвижения. То есть баллотироваться в Верховную Раду в 2012 году сможет любой желающий, независимо от членства в партии, места работы и т.д. И это, на мой взгляд, очень правильно. Потому что при такой норме зависимость общества и будущего парламента от конкретных партий ослабевает. Люди будут решать, кому отдать свои голоса. А конкретные личности будут самостоятельно определяться и не искать взаимопонимания в тех или иных партиях по вопросу выдвигаться им кандидатами в народные депутаты или нет. Надеюсь и верю в то, что право самовыдвижения в депутаты будет восстановлено к следующим выборам и для кандидатов в депутаты местных советов.

- Если не ошибаюсь, Венецианская комиссия, на которой сегодня все почему-то так сегодня зациклились, предлагала провести выборы в Украине с сохранением партийной системы, но с введением открытых списков кандидатов в народные депутаты…

- Венецианская комиссия – это не догма. Она дает свою оценку, исходя из опыта и практики западных демократий. Но мы должны помнить, общество, которое живет в Европе, и общество, которое живет в Украине – это две большие разницы. Поэтому применять на себя механизмы, которые работают там, нужно, но с учетом наших местных условий. Не хочу никого обидеть, но лично меня больше интересует точка зрения наших людей, а не венецианской комиссии. А наши избиратели говорят, что они не знают нынешних депутатов Верховной Рады. Это не народные депутаты. Это партийные депутаты. 2,5% членов разных партий узурпировали власть, всех остальных жителей нашей Родины, и управляют страной так, как им хочется. Поэтому я всегда выступал и говорил, что все выборы в советы всех уровней должны быть исключительно мажоритарными. Но мы приняли 50 на 50. И это уже хорошо. Мы убедились, что партийная система выборов в Украине завела нас в тупик. Она привела к тому, что есть несколько корпоративных групп, которые решают свои проблемы, прикрываясь знаменем народного депутата.

Да, проведение выборов по открытым партийным спискам – это почти то же самое, что выборы по мажоритарной системе. Потому что и в этом случае мы голосуем за конкретных людей. Однако при такой системе сохраняется большое «но». Открытые списки все равно предполагают партийность кандидатов в народные депутаты, а значит, и их зависимость от партий. А значит, людям все равно придется выбирать из тех, кого им предлагают партии. А потому новый закон о выборах, который восстанавливает в стране право самовыдвижения и вместе с ним, независимости от партий, на мой взгляд, все-таки лучше.

- Но оппозиция все равно его жестко критиковала…

- Тем не менее, за принятие нового закона о выборах народных депутатов проголосовало 366 парламентариев. То есть среди голосовавших «за» была значительная часть оппозиционеров. По моему мнению, против мажоритарной части выборов выступали те, кто знает, что их никто не изберет, когда они пойдут к людям на территорию. Потому что, либо они никогда нигде не работали, либо ничем не отличились.

- Когда будут выборы в Верховную Раду? И если можно, остановитесь на главных принципах нового закона, кроме уже названных.

- Выборы будут проходить в последнее воскресенье октября 2012 года. Участвовать в них могут, как я уже сказал, политические партии, кандидаты-личности, в том числе самовыдвиженцы. Именные блоки баллотироваться в Верховную Раду права не имеют.

Для политических сил установлен 5-процентный проходной барьер. То есть в Верховную Раду попадут только те партии, которые смогут набрать более 5% голосов избирателей. К слову, у наших соседей, поляков, точно такой же пятипроцентный барьер.

Каждая партия, и каждый кандидат в народные депутаты вправе иметь своего представителя в избирательной комиссии. Но если этих представителей наберется более 15, проводится жеребьевка, она и определяет, кто войдет в состав этих комиссий. Вот это вот основное.

 

Экономически не подкрепленные выплаты на самом деле принесут вред, а не пользу людям

- Валерий Алексеевич, давайте теперь вернемся к теме бюджета. Верховную Раду продолжают пикетировать то афганцы, то чернобыльцы. Так все-таки социальные нормы и права, которые существуют, они урезаются в следующем году или нет? Почему возмущаются люди?

- В свой последний приезд в Бердянск в октябре месяце, я говорил, что ни одна социальная норма, ни одна льгота не упразднена. Это правда. Более того, социальные расходы увеличены.

- Почему же тогда люди пытаются брать Раду штурмом?

- Это политика и ничего больше. Людей просто будоражат. Кстати, взятие Рады штурмом абсолютно ничего не даст. Это не добавит денег. Но, правда и в том, что целый ряд льгот, которые не финансировались, как в этом году, так и никогда ранее, не будут финансироваться и в следующем году. Это не прихоть правительства или бюджетного комитета. Это суровая экономическая реальность. В стране нет средств. При бюджете следующего года в 456 млрд. грн у нас не хватает еще 160 млрд. только на финансирование всех льгот и ранее обещанных выплат. Кроме того, депутаты дали еще порядка полутора тысяч предложений на сумму 386 млрд. Предложений разумных, касающихся конкретных людей и отраслей. Но где взять практически еще один бюджет страны? Поймите, наш комитет не занимается политикой, а исключительно экономикой. Мы понимаем, что доходная часть, которая рассчитана сегодня в пределах 456 млрд. грн, никак не может стать 800 млрд. либо 1 трлн. Это те деньги, которые сегодня экономика дает возможность учесть. Мы не можем быть фантазерами и сказочниками. Мы не можем сказать, что давайте мы запланируем больше, чем есть. Потому что если мы запланируем больше, нам нужно либо занять эти деньги у кого-то, либо напечатать. Если говорить о займах, то наша страна и так не может сегодня без них выжить. Но занимать бесконечно много – невозможно. При предыдущих руководителях страны (не будем называть имена) мы назанимались столько, что в следующем году Украине необходимо выплатить по обслуживанию кредитов 90 млрд. грн – пятую часть бюджета. Мы с вами уже говорили на эту тему.

- Сегодня США подошли к очередному пределу внешнего долга, уже превысившего 14 триллионов долларов. И ничего, живут…

- Вы не забывайте о том, что печатный станок находится в США. Не забывайте о военной мощи американцев. Кроме того, на Штатах сегодня завязана практически вся мировая экономика и ни одно государство в мире не заинтересовано в экономическом крахе этой страны, потому что он отразится буквально на всех, даже на банановых республиках Африки.

А если Украина не сможет платить по кредитам, ей просто перестанут давать деньги взаймы. В нынешней ситуации – это равносильно экономическому краху и колоссальному ухудшению ситуации в стране. Миру наши проблемы интересны постольку поскольку.

Если включить наш, украинский, печатный станок, то давайте вспомним не чье-то, а наше с вами недавнее прошлое, когда мы все были миллионерами. Именно в тот период начала 1990-ых произошло обнищание населения, именно в тот период обвалилась экономика. То есть ни безграничные займы, ни печатный станок с последующей инфляцией просто неприемлемы. Взгляните на более благополучную Грецию. Греки занимали, занимали и назанимались в ЕС столько, что сегодня вообще стоит вопрос о распаде единой Европы. Аналогичная ситуация в Испании. Даже богатые европейские страны говорят сегодня о том, что они не смогут вынести на себе содержание без жесткой экономии Греции, Испании, да плюс приближающейся к ним Италии.

В Украине и Президент, и Премьер, и каждый народный депутат в Верховной Раде с радостью бы согласились на пяти- десятикратное увеличение заработных плат и пенсий. Любому бизнесмену выгодно, чтобы люди получали больше, потому что тогда они смогут больше покупать, больше ездить и потреблять услуг. В этом заинтересованы все. Но денег в государстве нет. И настоящие враги народа сегодня (извините за такое определение) не те, кто говорит: «Давайте экономить, давайте жить по средствам и бороться с инфляцией», а те, кто кричит: «Немедленно выплатите всем льготникам все долги за несколько лет и т.д». В этой ложной заботе, а на самом деле не в заботе, а в элементарной политической игре на эмоциях народа, кроется величайшая опасность. Если сегодня взять и напечатать 160 млрд. грн, тех, которых не хватает на обеспечение всех льгот, то завтра их не просто съест инфляция. Мы вернемся к той ситуации начала 1990-ых, когда цены на товары и продукты могли меняться несколько раз в день. Такая забота приведет не к улучшению, а к ухудшению жизненного уровня. И в этом суровая правда действительности. Тот, кто в оппозиции, всегда становится не таким прагматичным, как когда он становится у власти. Независимо от того, кто находится в оппозиции, если оппозиция становится властью, то она «прозревает». Она становится прагматичной. Та оппозиция, которая есть сегодня, будучи у власти, резала все социальные программы на сумму больше 100 млрд., потому что понимала, что сказочниками быть очень легко, когда ни за что не отвечаешь. Когда я докладывал с трибуны этот Бюджет, то оппозиция требовала немедленно увеличить на 50-60 млрд. отдельные статьи. И я в душе хотел предложить, что давайте увеличим расходную часть на 60 млрд. в том случае, если автор этой поправки станет премьер-министром. Чтобы он нам показал, как он из ничего сделает нас сказочно богатыми. Но сегодня, кого не поставь на место Президента и Премьера, любого из тех, кто на словах беспокоится о народе, он будет вынужден делать то же самое. Иного выхода нет.

И вот вам еще один пример. Сейчас на исполнении в Кабинете Министров лежит пакет решений судов по «детям войны» на 3 млрд. грн. То есть даже по решению судов выплата денег этой категории населения не производится, а если и производится, то с большой задержкой. Люди мучаются, бегают по судам, нервничают в очередях, но уже не спасает даже обращение в суд, потому что денег в государстве нет.

 

Китай предложил Украине выкупить ее внешний долг

- А есть ли возможность на чем-либо сэкономить? Переделать бюджет?

- Дело в том, что бюджет страны сегодня – это «Тришкин кафтан». Куда не потяни, в другом месте то рука вылезет, то плечо оголится. Когда сегодня говоришь, что бюджет страны социально ориентирован, люди с сарказмом смеются. Но чистая правда в том, что львиная часть бюджета страны ориентирована на обеспечение именно социальных льгот, зарплат бюджетникам и т.д. Любой интересующийся может взять и посмотреть проект бюджета. Поэтому чтобы на какую-то статью добавить средств, их нужно откуда-то забрать. Откуда? С расходов на оборону страны? Так наша армия и так «голая и босая». С милиции? Так без помощи местных властей районные и городские отделы внутренних дел уже давно просто закрылись бы. Я продолжать могу долго. Скажу вам, мы детально прорабатывали проект бюджета. Нашли там порядка 800 млн. грн, которые можно перераспределить. Но это мизерная в масштабах страны сумма. Государству не хватает не то, что десятков, а сотен миллиардов гривень. И знаете, что лично меня в этой ситуации больше всего возмущает? То, что те силы, которые называют себя сегодня оппозицией, они не спорят о путях развития, они не говорят о том, что нужно делать для того, чтобы денег стало больше. Они просто играют на эмоциях людей. У нас каждую среду – это день оппозиции в Верховной Раде. Так вот, часто такие законопроекты предлагаются для обсуждения, что просто диву даешься. На прошлой неделе, к примеру, мы полдня обсуждали ставить забор вокруг Рады или нет. Ну, вот нет в стране более важного вопроса, чем этот. Полдня ушло непонятно на что. А как вам законопроект одного из оппозиционеров, который предложил добавить в расходы бюджета следующего года 40 млрд. грн одним и 50 млрд. грн. – другим. У нас и так 2,5% дефицит бюджета следующего года при 456 млрд грн. Он к ним предложил добавить еще 90 млрд. затрат. Так ведь депутаты Верховной Рады прекрасно знают ситуацию… Кстати, вы знаете, что китайцы предложили Украине выкупить весь ее внешний долг? Понимаете, к чему это ведет, осознаете, кто будем хозяином страны, которая выживает только за счет внешних займов. И что будет, если эти займы продолжать увеличивать.

- Мрачновато это все как-то. Уверен, люди согласились бы потерпеть, но ведь они должны видеть перспективу. Понятно, что стране нужно экономить, жить по средствам, но где механизмы улучшения ситуации? Вот что волнует сегодня больше всего. Пугает отсутствие перспектив.

- Все кроется в экономике. Решать свои задачи и проблемы страна сможет только при экономическом росте. Это основа основ. Достичь его можно только путем реформ. В стране уже сегодня есть те деньги, которые могли бы улучшить ситуацию. Но этих денег нет ни у государства, ни у рядовых граждан. Они крутятся в теневом обороте. Вывести его на «свет» одними фискальными мерами невозможно. Предприниматели скрывают свои доходы не потому, что они такие плохие. А потому что им нужно платить взятки, откаты. Сегодня страна пронизана мощной коррупционной вертикалью. Этот коррупционный спрут пожирает огромные средства, которые обходят бюджет и граждан. Как сломать коррупцию? Для начала необходимо ликвидировать эту массу ненужных контролирующих, регламентирующих и проверяющих служб. Необходимо упростить работу бизнеса. Наша страна сегодня находится на 186 месте по инвестиционной привлекательности. Это говорит не только о том, что к нам не идут инвесторы, но и свидетельствует о том, насколько трудно выживать отечественному бизнесу. Освободите промышленников и предпринимателей от теневого бремя, которое они все несут. И эти высвободившиеся деньги пойдут на развитие, на заработную плату людям, на легальные налоги в бюджеты всех уровней.

Необходима реформа местного самоуправления. Властям на местах нужно дать больше прав и свобод, их необходимо освободить от излишней опеки и эти меры тут же отразятся на наполняемости местных бюджетов. А в основе всего, в самом начале реформ должна идти административно-территориальная реформа. Я об этом не раз уже говорил. Не буду повторяться. Кстати, и в программе Президента четко записано, что областные и районные администрации в стране должны быть ликвидированы. Вместо них у областных и районных советов должны появиться свои исполнительные органы. То есть понимание многих проблемных моментов есть. Нужно начинать делать.

 

«Делаю все что могу и все, что в моих силах»

- Но ведь в том-то и проблема Украины, что мы 20 лет говорим в принципе правильные вещи, изучаем мировой опыт, но ничего не делаем. В этой бездеятельности люди винят, в том числе, и Верховную Раду.

- Знаете, каждый человек может сделать на своем месте только то, что в его силах. Я не могу и не имею права говорить от имени Верховной Рады. Но что зависит от меня лично, что в моих силах – я делаю. Везде выступаю и в телепрограммах и с трибуны Верховной Рады. При этом я не критику. В критике ничего нового нет. Сегодня любой школьник понимает, что в нашей стране очень многое не так. Именно потому я не критикую, а предлагаю и пытаюсь донести свои предложения до моих коллег народных депутатов, до Премьера и Президента. К примеру, по своим обязанностям председателя бюджетного комитета я в сентябре-октябре лично заслушал всех распорядителей государственных бюджетных средств, нам – бюджетному комитету, отчитывались представители всех министерств и ведомств. Знаете, что меня поразило? Когда я работал мэром города, у нас руководитель каждого коммунального предприятия защищал в канун нового года бизнес-план своего предприятия на следующий год. Ничего подобного в министерствах и ведомствах нет. Я сделал для себя очень важные выводы, пришел к заключению, что, во-первых, деньги в стране расходуются неэффективно. Во-вторых, никто ничего не собирается менять. Я обобщил свои выводы и посчитал необходимым передать свои заключения Премьер-министру и в администрацию Президента. Кроме того, сейчас я готовлю от бюджетного комитета целый ряд предложений по направлениям. Этот документ я опять же передам Премьер-министру и в администрацию Президента. Будут восприняты мои предложения, мои аргументы или нет – этого я, естественно, не могу сказать. Но я знаю, что моя совесть перед избирателями, перед самим собой будет чиста: для того, чтобы изменить ситуацию в стране, в родном городе, я делаю все, что могу и все, что в моих силах.

 

Павел Ищук,

газета «Город» от 24.11.2011г.

(г. Бердянск, Запорожская обл.)

Коментарі
Топ - новина
ДО «ФОРМУЛИ МИРУ»

02.10.2019

Замість криків про зраду і звинувачень треба зайнятись випрацюванням документів (законів) і практичних заходів з реалізації того, що допоможе зціленню України

Публікації
Правда, яку не кажуть людям

02.11.2019 

Україна, як Система, має продукувати "умови для максимальної самореалізації та задоволення матеріальних та духовних потреб кожного та умови для гідного життя всіх своїх громадян".